Вождение автомобиля связано с совершением большого количества маневров. От умения их выполнять зависит безопасность не только самого водителя, но и других участников движения. Это умение приходит с опытом, оно опирается на знание ПДД и практику вождения.
Из всех элементов маневрирования на дороге самым опасным является обгон. Последствия столкновения со встречным транспортным средством, как правило, плачевны. Суммирование скоростей создает энергию удара, разрывающую металл и человеческие тела.
Даже четкое выполнение всех условий ПДД при совершении обгона не гарантирует 100% успеха. Предвидеть все риски не может даже водитель с огромным опытом.
Водители, использующие экстремальный стиль вождения, не всегда адекватно оценивают обстановку на дороге. Главной задачей они считают показать свое лидерство на трассе. Зачастую только бдительность других водителей помогает избежать ДТП, они пропускают лихача, не имеющего никакого преимущества.
Обгон должен совершаться максимально быстро. Для этого нужно развить оптимальную скорость, позволяющую выполнить маневр и сохранить управляемость автомобиля.
Ситуация на дороге меняется быстро, огромен риск появления живых препятствий: людей, животных. И если поведение человека можно предугадать, то с животными все гораздо сложнее. На возникшую помеху могут непредсказуемо среагировать другие участники движения.
Маневр обгона состоит из трех этапов: подготовка к обгону, обгон, возвращение на полосу дальнейшего движения. При этом необходимо выполнение нескольких правил, ни одно из которых нельзя игнорировать:
1. Оценить ситуацию. Визуально определить дистанции до встречной машины, ее скорость. Удостовериться, что никто сзади не начал обгон. Вероятна ситуация, когда автомобиль, следовавший следом, уже начал маневр и оказался в мертвой зоне зеркал. Поэтому нужно слегка повернуть голову и убедиться в безопасности перемещения влево.
2. Убедиться, что состояние дорожного полотна, дорожная разметка, знаки не препятствуют обгону попутного транспортного средства на всем прогнозируемом участке маневра.
3. Оценить технические возможности своего автомобиля, приемистость мотора. Скорость должна быть такой, чтобы максимально быстро завершить обгон. Дистанция до обгоняемого автомобиля должна давать возможность разогнаться, не приближаясь вплотную. На подъеме, при необходимости, требуется включить более низкую передачу.
4. Предупредить других участников дорожного движения о своих намерениях, включив указатель поворота. Если есть вероятность, что водитель впередиидущего транспортного средства тоже может начать маневр, создать помеху, то нужно просигнализировать ему коротким включением дальнего света.
5. Произвести обгон. Включить правый поворот, убедиться, что полоса свободна, вернуться на первоначальную полосу.