ЛиАЗ. Малоизвестные страницы

История Ликинского автобусного завода во многом иллюстрирует историю развития советской промышленности со всеми ее взлетами и падениями. Биография флагмана отечественного автопрома началась совсем не автомобильно – в 1937 году со строительства в поселке Ликино-Дулёво под Москвой небольшого деревообрабатывающего завода. Восемь лет занимался заводик обработкой древесины, пока не был преобразован в завод по производству деревообрабатывающего оборудования.
Со временем большинство лесозаготовительных предприятий переместилось на Сибирские просторы, необходимость в таком заводе под Москвой исчезла, зато возник вопрос обеспечения населения городским транспортом.
В 1958 вновь переименованный Ликинский автобусный завод начинает сборку автобусов ЗИЛ, а уже в январе следующего года с конвейера сходит первый автобус – ЗИЛ-158.
Практически сразу после обновления на заводе началось проектирование новых моделей общественного транспорта. Результатом четырехлетнего труда заводских конструкторов стал ЛиАЗ-677 – первый советский городской высокопольный автобус длиной 10,5 м, двигателем мощностью 200 л.с., способный вместить до 87 пассажиров. Отличительной особенностью этой модели была революционная по тем временам двухступенчатая автоматическая коробка передач. Правда, не обошлось и без ложки дегтя – мощный двигатель отличался изрядной прожорливостью – расход 50 л/100 км, сейчас привел бы в ужас любое автотранспортное предприятие.

ЛиАЗ. Малоизвестные страницы
ЛиАЗ 677

Но тогда ЛиАЗ-677 с последующими модификациями пришелся как нельзя кстати, не только в СССР, но и за его пределами: из 194 183 собранных почти за тридцать лет машин, более 7 000 было продано на экспорт.
Одновременно с 677-м в 1989 году, завод стал выпускать еще одну модель – городской автобус ЛиАЗ-5256, способный вмещать до 117 пассажиров. Эта машина оказалась настолько удачной, что до сих пор серийно выпускается и остается основной моделью предприятия.
ЛиАЗ. Малоизвестные страницы
ЛиАЗ 5256

С развалом СССР завод, как и многие другие советские промышленные предприятия, пережил спад производства, вплоть до объявления его в 1997 году банкротом.
Однако, в новом тысячелетии с интеграции завода в холдинг «Русские автобусы» началось его возрождение. В 2005 году ЛиАЗ – в составе «Группы «ГАЗ». Этот период ознаменован началом выпуска абсолютно новых для нашего автопрома машин: низкопольный ЛиАЗ-5292, сочлененные ЛиАЗ-5212 и 5213, а также троллейбусы и даже электробусы.
В настоящее время ЛиАЗ является основным производителем городских автобусов большого класса России, поставляющим свои изделия во все уголки страны, и даже за рубеж.
ЛиАЗ. Малоизвестные страницы
ЛиАЗ 5292