На протяжении долгого лета автомобилисты печкой не пользуются, а когда наступает время ее включить, зачастую она не дает ожидаемого тепла. Ситуации имеет 2 выхода – доехать в ледяном автомобиле до ближайшей автомастерской либо починить систему обогрева салона самостоятельно, своими собственными руками. Второй вариант намного заманчивей. Во-первых, экономятся денежки, а во-вторых, однажды поняв устройство отопительной системы своего авто, в дальнейшем решать проблему будет совсем просто.
Что потребуется для ремонта
Поскольку системы обогревателя салона и охлаждения двигателя составляют единое целое, необходимо достать из багажника бутыль с охлаждающей жидкостью – возможно, придется доливать ее в радиатор.
Также могут понадобиться различные запчасти для отопителя салона – какие именно, выяснится в процессе диагностики.
Диагностика и ремонт
Наиболее распространенный вариант неисправности печки – вместо горячего воздуха из нее подается холодный. То есть, вентилятор работает нормально, и к нему претензий нет. Для выявления причины, по которой обогреватель выдает холодный воздух вместо горячего, необходимо провести небольшую кустарную диагностику. Ее необходимо проводить при работающем, хорошо прогретом двигателе.
Проверяем циркуляцию антифриза
Начинать лучше с патрубков, по которым охлаждающая жидкость проходит в радиатор печки и отходит от него. Необходимо наощупь определить их температуру. Оба патрубка должны быть горячими, но в разной степени – отводящий патрубок должен быть ощутимо холодней подводящего. Здесь возможны 3 нестандартных варианта:
1. Оба патрубка абсолютно холодные. Такая ситуация чаще всего возникает по причине неисправности краника. Необходимо проверить состояние крана и соединенных с ним элементов. При необходимости заменить кран или другие неисправные узлы. Некоторые владельцы отечественных автомобилей на зимний период заменяют кран отопителя обрезком трубы, чтобы уменьшить количество узлов, препятствующих свободной циркуляции жидкости.
2. Подводной патрубок горячий, а отводной – почти или абсолютно холодный. Здесь причина обычно кроется в радиаторе печки – забиты трубки теплообменника. Радиатор необходимо тщательно промыть и продуть сжатым воздухом, либо полностью заменить, если промывка результатов не дала.
3. Оба патрубка одинаково горячие. При работающем вентиляторе такое случается крайне редко, но если такое все же наблюдается, следует проверить пропеллер вентилятора – не обломились ли лопасти, прочно ли он держится на валу электромотора.
Анализируем уровень охлаждающей жидкости
Следует проверить уровень антифриза в радиаторе двигателя – после открытия крана отопителя он может снизиться. Если система отопителя не герметична, то за лето там мог накопиться воздух, который обычно при запуске системы отопления салона выдавливается антифризом. Но для облегчения этого, автомобиль необходимо установить наклонно – передняя часть должна быть выше задней.
После того, как воздушные пробки выйдут, уровень антифриза спадет и его необходимо будет долить. Жидкость нужно доливать при работающем моторе.
Диагностика вентилятора
Если не слышно характерного звука работающего вентилятора, то заняться следует им. С помощью тестера проверьте подачу электричества на клеммы электромотора. При тестировании нужно проверять оба элемента каждого соединения, то есть не только съемные клеммы проводов, но и стационарные контакты электромотора. Иногда разрыв электроцепи происходит в этих соединениях из-за зазоров или ржавчины.
В таком случае достаточно зачистить контакты или уменьшить внутренний объем съемной клеммы, поджав ее плоскогубцами.
Если же электроток поступает на контакты моторчика, то его придется менять – вряд ли имеется возможность починить электромотор своими силами.
В случае, когда напряжения нет даже на съемных клеммах, нужно искать разрыв электроцепи в другом месте – в клеммах переключателя, в целостности проводов и т. д. Возможно вышел из строя сам переключатель или резистор.
Как правило, вышеперечисленные пункты диагностики и ремонта позволяют справиться с неисправностью отопителя. В противном случае придется обращаться в мастерскую – уровень сложности ремонта, похоже, выше возможностей рядового автомобилиста.