Любая аккумуляторная батарея имеет ограниченный ресурс и может стабильно работать в течение определенного количества циклов зарядки/разрядки. Как правило, на упаковке или этикетке аккумулятора указывается ее срок службы, однако на практике этот показатель может не совпадать с тем, который указан производителем. «Паспортное» количество циклов зарядки/разрядки достигается на практике лишь при условии, что автовладелец соблюдает определенные правила эксплуатации батареи. Предлагаем вам вкратце рассмотреть их — это поможет вам увеличить ресурс автомобильного аккумулятора и избежать лишних затрат на его замену или восстановление.
Правило №1: не допускайте глубокого разряда батареи.
При чересчур глубоком разряде аккумулятор теряет львиную долю своей паспортной емкости. Если вы будете регулярно допускать подобное, батарея выработает свой ресурс всего за несколько месяцев и станет непригодной для дальнейшей эксплуатации. Дело в том, что глубокий разряд влечет за собой необратимые изменения химического состава и свойств электролита. Поэтому не забывайте отключать электроприборы (фары, обогреватель и др.), если собираетесь оставить машину на несколько часов с заглушенным двигателем. Если же автомобиль не используется в течение продолжительного времени, следует периодически подзаряжать батарею спустя каждые 3-4 недели.
Правило №2: правильно отрегулируйте и настройте двигатель.
Двигатель, не отрегулированный должным образом, может не завестись с первого раза. Вам придется несколько раз запускать стартер, чтобы мотор, наконец, начал работать. А при частом запуске стартера возникает огромная перегрузка бортовой электросети, т.к. это устройство потребляет десятки ампер тока (около 50-100 А). По сути, на доли секунды возникает короткое замыкание. И с каждым запуском стартера аккумулятор неизбежно теряет малую часть своей изначальной емкости. Чтобы замедлить его износ, необходимо осуществить правильную регулировку и настройку двигателя и его электронных систем управления. Для этого следует обратиться в СТО, т.к. подобные работы проводятся с помощью дорогого спецоборудования, которое вряд ли может оказаться в гараже у «рядового» автовладельца.
Правило №3: периодически проверяйте напряжение на клеммах батареи.
Чтобы избежать преждевременного износа аккумулятора, следует время от времени проверять напряжение на его выводах. Нормальным считается значение в пределах 13.8-14.4 В. Если результаты замеров окажутся ниже, это станет первым сигналом к тому, что батарея теряет свои рабочие характеристики. В таком случае следует провести регулировку аккумуляторной батареи, обратившись в ближайший автосервис.
Правило №4: раз в месяц выполняйте зарядку аккумулятора током 1-2 ампера.
Продлить срок службы автомобильного источника питания можно и с помощью периодической подзарядки током 1-2 А. Это позволит частично восстановить свойства электролита и замедлить естественный процесс снижения емкости батареи. Впрочем, подобные меры не являются обязательными, но если вы хотите, чтобы аккумулятор прослужил немного дольше, не следует этим пренебрегать.
Правило №5: своевременно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе.
Со временем электролит в банках аккумуляторной батареи становится более плотным, из-за чего его объем незначительно сокращается (т.к. масса остается неизменной). Это обусловлено химическими процессами, которые происходят при зарядке и разрядке аккумулятора. Если вы обнаружили, что объем электролита стал меньше, необходимо долить в банки недостающее количество вещества. При этом нужно помнить, что во время зарядки он нагревается и незначительно увеличивается в объеме. Следовательно, не нужно заливать электролит в аккумулятор «под завязку», так как при нагревании кислота может вытечь из банок и испортить не только корпус батареи, но и другие детали, расположенные рядом с ней.