Современные автомобили уже с конвейера оснащаются огромным количеством приборов и устройств, потребляющих электроэнергию. Но водителям этого мало. К заводской комплектации добавляется целая куча разнообразнейших опций, создающих дополнительную нагрузку на аккумуляторную батарею. И в один прекрасный день она может просто не вынести наложенных на нее «обязанностей».
Мало того, что аккумулятору приходится работать на пределе возможностей, так мы еще и не даем ему полноценно заряжаться. Поездки на короткие расстояния и бесконечные пробки очень сильно изматывают батарею.
Нашему же стремлению укомплектовать авто максимальным количеством полезных прибамбасов нет конца. Нам нужен и телевизор, и мощная аудиосистема, хорошая сигнализация, яркое освещение. А как обойтись без навигатора, видеорегистратора, нескольких зарядных устройств и тому подобных штучек?
Но мы забываем, что у любого аккумулятора (даже самого дорого и навороченного) есть свой предел. В один прекрасный день батарея «выдохнется» и вы не сможете завестись.
Да, кстати, не забываем и о морозе. Минусовая температура – еще один серьезный удар по «здоровью» аккумуляторной батареи.
Как же предотвратить все эти неприятности? Как не оказаться беспомощным посреди дороги из-за «умершего» АКБ?
Дополнительная подзарядка
За аккумулятором нужно присматривать. Периодически проверяйте заряд и обследуйте общее состояние источника электроэнергии.
С помощью специального зарядного устройства пополняйте электрические «силы» батареи при необходимости. Зарядку обычно проводят несколько раз в год.
Современная техника позволяет максимально упростить процесс обслуживания АКБ. В продаже имеются «умные» автономные устройства, в которых объединены сразу три функции. С помощью таких приборов проводят диагностику, заряжают и восстанавливают автомобильную батарею.
Функцией диагностики можно пользоваться и без подключения устройства к электросети, что очень удобно. Достаточно подсоединить гаджет к аккумулятору и вся необходимая информация появится на специальном дисплее.
Встроенный компьютер способен оценить общее состояние батареи, проверить пусковые параметры и уровень заряда.
В процессе зарядки на дисплее отображается сила зарядного тока, время до окончания зарядки и другая полезная информация.
Устранение утечки электроэнергии
«Потерять сознание» аккумулятор может не только от чрезмерной нагрузки и слабой подзарядки. В общей электросети автомобиля могут появиться источники скрытой утечки электроэнергии. Задача водителя – обнаружить их и устранить. А как это сделать, мы вас сейчас расскажем.
Поиск скрытых утечек на вашем авто
1. Полностью зарядите аккумулятор. Заведите автомобиль. Отключите от электросети все «факультативные» потребители. К ним относятся: освещение, радиоприемник, всевозможные зарядные устройства, навигаторы, телевизоры, видеорегистраторы и тому подобное.
Отключите освещение внутри салона.
Отрицательную клемму аккумулятора соедините с зажимом с помощью самодельной перемычки. Это убережет данные памяти бортового компьютера от удаления и не даст сработать коду противоугонной системы, если она задействована для защиты радиоприемника.
2. Далее, начинаем процесс диагностики. Поочередно подключаем амперметр к клемме и зажиму. При отсоединении перемычки амперметр покажет нам потребление тока от аккумулятора. Все значения выше 300 мА сигнализируют о наличии утечек.
3. Начинаем искать утечку. Стоит обратить внимание на такую штуку, как освещение бардачка, если оно, конечно, предусмотрено в вашем авто. Может быть, лампочка в бардачке ярко сияет и тогда, когда крышка закрыта. Проверить это не так уж и сложно. Откройте бардачок и аккуратно потрогайте лампочку. Но только очень осторожно. Чтобы не обжечься. Если стекло горячее или теплое, значит лампочка горит постоянно.
То же самое, возможно, происходит и с вашим багажником. Установленная там лампочка может попросту не отключаться при закрытой крышке. Проверить это можно двумя способами. Первый такой же, как и при проверке бардачка. Или же просто заберитесь в багажник и попросите друга закрыть вас там. Главное, чтобы он не забыл выпустить вас наружу после проведения эксперимента.
4. Когда вы отключили все, что может потреблять электроэнергию, переходим к следующей стадии проверки. Тестовый кабель амперметра подсоединяем к блоку с предохранителями. Затем поочередно отключайте различные устройства, усиливающие нагрузку на общий контур. Рано или поздно вы наткнетесь на «виновника» проблемы.
Причиной утечки электроэнергии потенциально может быть любое устройство или целая система приборов автомобиля. Вот некоторые из самых популярных «виновников» скрытой утечки.
Сигнализация
На первом месте – сигнализирующие устройства. Особенно плохой репутацией пользуются неоригинальные системы китайского производства. Дешевая сигнализация легко разрядит ваш аккумулятор за несколько дней. Так что, если с батареей возникают проблемы, то на сигнализацию следует обратить внимание в первую очередь.
Некоторые установщики подключаются к электрической системе автомобиля в нескольких местах. Другие, используя неоригинальное оборудование, подсоединяют сигнализацию в непредназначенных для этого точках системы.
Проблему искать нужно следующим образом: проверьте всю проводку сигнализирующего устройства, постепенно продвигаясь к источнику тока.
Замечено, что с более дорогими сигнализациями возникает меньше проблем. Хотя это может быть связано не только с качеством сигнализирующих устройств, а с тем, что установкой дорогого оборудования занимаются более квалифицированные специалисты.
Аудиосистема
Со стереосистемами похожая история: проблемы чаще всего возникают с неоригинальным оборудованием. Основная причина: использование производителями дешевых проводов с увеличенным сечением и большие ребристые корпусы.
Обычно такая система подключается непосредственно к аккумулятору в обход общей электрической сети автомобиля. Находясь в режиме ожидания оборудование активируется по сигналу, поступающему от основной автомагнитолы. Режим ожидания обходится аккумуляторной батарее в 1 или 3 мА. Это если все настроено правильно, а двухпозиционный переключатель на усилителе находится в нужном положении. В противном случае стереосистема даже в режиме ожидания может потреблять до сотни миллиампер, не издавая при этом ни единого звука.
Ключи дистанционного управления
Дистанционный ключ стал обычной опцией для большинства современных автомобилей. Они позволяют открывать замки дверей, не вынимая ключ из кармана или сумки. Очень удобное приспособление, особенно если у вас заняты руки.
С помощью такого ключа можно дистанционно запускать двигатель. Согласитесь, тоже очень удобно и экономит время.
Работает вся эта система дистанционного управления очень просто. Радиоприемник, установленный в машине, находится в режиме постоянной активности. Устройство с определенной периодичностью сканирует окружающее пространство, отслеживая сигналы определенной частоты. Как только сигнал найден (его посылает дистанционный ключ), система охраны проверяет, есть ли принятый закодированный ключ в базе данных. На все это, как вы понимаете, требуются определенные затраты электроэнергии.
Проблемы могут возникнуть, например, при долгой стоянке авто рядом с машинами, оснащенными системами дистанционного управления. Наш приемник постоянно сканирует и обрабатывает чужие сигналы, тратя энергию впустую.
Если же взять некоторые гибридные модели, то проблема усложняется. Например, Toyota Prius использует напряжение в 12 В для большинства своих встроенных устройств (в том числе и для дистанционного ключа). Главному блоку управления также требуется 12 В для нормальной работы.
Но в Prius нет обычного стартера. Двигатель запускается от электромотора, потребляющего 280 В. При этом главный блок должен бесперебойно получать свои законные 12 В. Поэтому аккумулятор в этом автомобиле имеет небольшую емкость (всего 38 ампер-часов).
Емкость аккумулятора обычного автомобиля почти в два раза больше (64 ампер-часа). Зачем нам все это нужно знать? А затем, что на аккумуляторе гибридного авто система дистанционного управления проработает всего пару дней. Обычный же аккумулятор сможет ее питать несколько недель.
Поэтому при длительной стоянке систему дистанционного управления на Toyota Prius лучше отключать. Это делается очень просто с помощью электронной приборной панели автомобиля.
Итак, сегодня мы узнали о том, как продлить жизнь аккумуляторной батарее в нашем авто. Во-первых, проверьте наличие скрытых утечек электроэнергии. Во-вторых, проводите регулярную диагностику аккумуляторной батареи. И, в-третьих, не покупайте дешевые варианты.