Уже много лет назад человечество в своем развитии достигло такого уровня, когда основным средством передвижения стал автомобиль. Сегодня механические транспортные средства применяются на нашей планете во всех сферах деятельности. С развитием автотранспорта, как следствие, родилась проблема утилизации использованных автомобильных покрышек.
Автомобильная шина разлагается около 150 лет. В связи с этим их скопилось так много, что сейчас под свалки используются огромные территории. Нестандартная форма шин при малом для таких объемов весе не позволяет регулировать уплотнение свалки. Мало того, что горы ненужной резины пожароопасны, на них обосновываются и чувствуют себя вольготно целые колонии мелких грызунов и различных насекомых, переносчиков заболеваний. Так еще и при воздействии осадков, грунтовых вод вымываются токсичные органические соединения.
Одним из видов утилизации долгое время являлось сжигание. Шины жгли автовладельцы возле гаражей, жгли автосервисы, не имея возможности утилизировать. Их сжигали сотнями штук различные предприятия, связанные с автотранспортом. Но в последние десятилетия массовость сжигания шин стало наносить огромный ущерб экологии. При сгорании образуются такие химические вещества, как антрацен, пирен, флуоретан, а также сильнейшие канцерогены, такие как дифенил и бензоприрен, смертельно опасные для человека. Подсчитано, что при сжигании одной тонны шин в окружающую среду попадает свыше 250 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Выход из сложившейся ситуации очевиден. Это экологичная переработка вторсырья, каким является использованная шина в строительный материал, полимерные смеси, топливо. Ведь шина состоит на 65 – 70 % из резины (каучука), на 20 – 25 % из технического углерода. А также содержит 10 – 15 % металла. Поэтому складирование, сжигание или захоронение является не только вредным, но и экономически невыгодным. 80 % материала для изготовления шин – это нефть. А нефть, как известно, не возобновляемый природный ресурс. Налаженное производство по утилизации и переработке шин в наше время высокорентабельно и решает много экологических проблем.
Ежегодно в России используется и выбрасывается более 1 миллиона тонн покрышек. В настоящее время переработка автошин у нас еще недостаточно развита, тогда как в Европе их перерабатывается свыше 80 %. Барьеров к созданию предприятий по утилизации покрышек много. Отсутствие административной поддержки, относительно недорогое первичное сырье, большая территория — все это мешает развитию технологий переработки. Да и рынок сбыта продуктов переработки только-только начинает работать. Автопокрышка как вторичное сырье – это полезный материал. Поэтому нужно научиться с выгодой для себя использовать отходы автотранспорта.